https://belvalconsalt.ru

Иерархическая система управления инновационными проектами по критерию рыночной стоимости бизнес-процесса

Предположительное время чтения: 4 минуты

Работа посвящена вопросам повышения эффективности управления инновационными проектами и программами с использованием имитационного моделирования изменения рыночной стоимости инновационного бизнес-процесса. 

Структурная модель системы инновационного бизнес-процесса

Актуальность решения поставленной проблемы определяется поставленной перед Россией задачей перехода к инновационной экономике.

Важное народнохозяйственное значение решения этой проблемы определяется  необходимостью восстановления и развития научно-технического и производственного потенциала России в условиях дефицита финансовых ресурсов, а также дефицита квалифицированных научно-технических, инженерных и управленческих кадров.

Принятие решений и управление научно-техническими проектами и программами на различных иерархических уровнях управления осуществляется по множеству критериев. В качестве основных критериев используются стоимость, время, качество и др. При этом в большинстве случаев принятие реальных решений производится на различных иерархических уровнях управления разновременно и без применения процедур согласования решений, принимаемых различными иерархическими структурами по частным критериям, с глобальным критерием (см. работы /1/, /7/, /8/, /13/, /12/).

Цели данной работы и Основные направлениями решения поставленной  задачи описаны в

Статье .

Новизна предлагаемого в данной работе подхода заключается в следующем:

  1. В качестве главного глобального критериев эффективности (и его локальных модификаций на всех уровнях управления) используется категория рыночной стоимости, которая прямо зависит от сложившихся или прогнозируемых рыночных условий.
  2. В качестве системы рассматривается инновационный бизнес-процесс, учитывающий все этапы жизненного цикла от начала процесса до списания и утилизации объекта инновации (а не инновационный проект, ограниченный внедрением инновации в производство).
  3. При моделировании системы используется принцип имитационного моделирования, обеспечивающий максимальный учет реальных характеристик системы и возможность принятия решений в условиях неопределенности и рисков.
  4. Используется модульный принцип построения иерархической системы управления, обеспечивающий возможность автономной разработки и использования моделей решения локальных задач, не дожидаясь создания всей модели иерархической системы управления в целом.

Данная работа является развитием методических и практических разработок автора в областях:

— Внешнего проектировании летательных аппаратов и воздушных судов (ЛА и ВС), обоснования основных летно-технических характеристик парка магистральных самолетов Гражданской авиации (ГА), долгосрочных прогнозов и программ развития ГА и (см., например, публикации /6/ – /8/).

— Разработки методики, стандартов и практической оценки рыночной стоимости ЛА и ВС (см.  /5/, /10/, /11/).

— Разработки методик и практической оценки рыночной стоимости научно-технической продукции, проектов и программ с использованием имитационного моделирования инновационного бизнес–процесса и интегральных критериев – рыночной стоимости инновационного бизнес-процесса и  конкурентоспособной рыночной стоимости ВС (см. /1/ – /5/, /10/, /11/).

Результаты работы использовались в практической работе по оценке конкурентоспособности  и рыночной стоимости ЛА,  Научно-технической продукции и Интеллектуальной собственности, при проведении НИР, подготовке научно-педагогических кадров, в курсах лекций и дипломных проектах на кафедре 505 «Экономика инноваций и управление проектами»  МАИ, в Международной Академии оценки и консалтинга, МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова, в учебниках и ученых пособиях по оценке рыночной стоимости машин и оборудования и принятию управленческих решений.

В качестве главного глобального критерия эффективности системы используется  рыночная стоимость инновационного бизнес-процесса, учитывающего все этапы жизненного цикла рассматриваемой инновационной системы магистральных авиалиний.

Для обеспечения согласования принимаемых локальных проектных решений с глобальным критерием – рыночной стоимостью инновационного бизнес-процесса  предлагается в качестве главных локальных критериев эффективности использовать прямые модификации глобального критерия — конкурентоспособные рыночные стоимости инновационных результатов проекта (например, самолетов).  

Конкурентоспособная рыночная стоимость результата проекта определяется как расчетная величина рыночной стоимости объекта (результата реализации инновационного проекта или бизнес-процесса), при которой реализуется равенство чистой приведенной стоимости рассматриваемого инновационного бизнес–процесса и чистой приведенной стоимости альтернативного инвестиционного проекта по использованию вместо результата проекта объекта-аналога, имеющего наивысший среди аналогов (достигнутый или прогнозируемый) уровень конкурентоспособности на рассматриваемом сегменте рынка.

Краткое описание разработанных:

структурных моделей общей иерархической системы управления бизнес-процессом,

имитационной модели функционирования системы (на примере магистральных авиалиний),

аналитических зависимостей для оценки обобщенных глобального критерия (рыночной стоимости бизнес-процесс) локальных критериев (конкурентоспособной рыночной стоимости результата реализации бизнес-процесса) на примере оценки конкурентоспособной рыночной стоимости самолета

можно Просмотреть и/или Загрузить, нажав на следующие кнопки

Заключение

Основными преимуществами разработанного общего подхода к созданию иерархической системы принятия решений по управлению инновационными, научно-техническими (технико-экономическими) проектами и программами, являются:

  1. Обеспечение возможности повышения эффективности управления инновационным проектом (улучшения глобального критерия эффективности проекта – чистой настоящей рыночной стоимости инновационного бизнес-процесса) за счет разработки и применения на уровнях подсистем локальных детерминированных математических моделей, позволяющих использовать методы однокритериальной оптимизации (вместо имитационного моделирования влияния параметров локальных подсистем на глобальный критерий эффективности).
  2. Возможность разработки для большинства конкретных задач оценки аналитических зависимостей (математических моделей) для корректировок рыночных (инвестиционных) стоимостей аналогов в зависимости от основных технико-экономических параметров объектов, их агрегатов и узлов без использования многофакторных корреляционно-регрессионных моделей (и основанного на статистике функционально-стоимостного анализа), а также при отсутствии какой-либо статистической информации или статистически незначимыми влияния технико-экономических параметров объектов, их агрегатов и узлов из-за более сильного влияния неопределенных и случайных факторов).

Литература

  1. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции. Имитационное моделирование инновационного бизнес-процесса (бизнеса). — Вопросы оценки, №2, 2002.
  2. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости с учетом погрешности и неопределенности исходной информации. – Московский оценщик, №1 (32), февраль 2005.
  3. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями.- Имущественные отношения в Российской Федерации, № 6 (93), 2009, с. 45-56.
  4.   Лужанский Б.Е. Методика оценки стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса. В сб. Современный Инновационный менеджмент. Концепции, модели, оценки. Выпуск 4/ Под ред. Л.Н. Сухановой.-М. Доброе слово, 2009. с. 298-312.
  5. Лужанский Б.Е. Методика оценки стоимости объектов лизинговых отношений. Применение элементов системного анализа, теории принятия решения и моделирования. – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006.- 120 с.
  6. Лужанский  Б.Е.  Методические основы оценочной деятельности. Полуэмпирические методы оценки и управления стоимостью на основе моделирования процессов функционирования объектов оценки. Материалы III Поволжской конференции «Статистические методы массовой и индивидуальной оценки недвижимости и земельных участков»,г. Нижний Новгород, 10-11 марта 2010 г.
  7. Лужанский Б.Е. и др. Результаты исследований по выбору основных летно-технических характеристик парка магистральных самолетов ГА. Труды ГосНИИ ГА, вып. 140, М., 1976.
  8. Лужанский Б.Е. Имитационная система для исследований по обоснованию основных летно-технических характеристик парка магистральных пассажирских самолетов.: Методы исследований и разработок схем и конструкций транспортных самолетов. Сб. научных трудов МАИ, М.,1982.
  9. Лужанский Б.Е. и др. Влияние критериев эффективности и неопределенных факторов на оптимальные сроки службы и внедрение перспективных самолетов гражданской авиации. Труды ГосНИИ ГА, вып. 224, М., 1983.
  10. Лужанский Б.Е., Виноградов В.В. Выбор крейсерской скорости пассажирских самолетов с учетом реальной системы эксплуатации: Межвузовский сборник научных трудов КАИ, Казань, 1987.
  11. Лужанский Б.Е. и др. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств/ М.:Интерреклама, 2003, 408с.
  12. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости транспортных средств: Учеб.-метод. Пособие/ Под редакцией М.П. Улицкого.-М. Финансы и статистика. 2006.-304 с.
  13. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М., «Мир», 1978.
  14. Месарович М. и  др. Теория  иерархических   многоуровневых   систем. М.,»Мир»,1973.
  15. Теория прогнозирования  и  принятия  решений.  Учеб. пособие. Под ред. С.А. Саркисяна, М.,»Высш.школа»,1977.
  16. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука.«Мир»,М.:1978.418 с.
  17. Янч Э. Прогнозирование  научно-технического  прогресса. М., «Прогресс», 1979г.
  18. Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М., Мир,1975.

Exit mobile version