Работа посвящена вопросам повышения эффективности управления инновационными проектами и программами с использованием имитационного моделирования изменения рыночной стоимости инновационного бизнес-процесса.
Актуальность решения поставленной проблемы определяется поставленной перед Россией задачей перехода к инновационной экономике.
Важное народнохозяйственное значение решения этой проблемы определяется необходимостью восстановления и развития научно-технического и производственного потенциала России в условиях дефицита финансовых ресурсов, а также дефицита квалифицированных научно-технических, инженерных и управленческих кадров.
Принятие решений и управление научно-техническими проектами и программами на различных иерархических уровнях управления осуществляется по множеству критериев. В качестве основных критериев используются стоимость, время, качество и др. При этом в большинстве случаев принятие реальных решений производится на различных иерархических уровнях управления разновременно и без применения процедур согласования решений, принимаемых различными иерархическими структурами по частным критериям, с глобальным критерием (см. работы /1/, /7/, /8/, /13/, /12/).
Цели данной работы и Основные направлениями решения поставленной задачи описаны в
Статье .
Новизна предлагаемого в данной работе подхода заключается в следующем:
- В качестве главного глобального критериев эффективности (и его локальных модификаций на всех уровнях управления) используется категория рыночной стоимости, которая прямо зависит от сложившихся или прогнозируемых рыночных условий.
- В качестве системы рассматривается инновационный бизнес-процесс, учитывающий все этапы жизненного цикла от начала процесса до списания и утилизации объекта инновации (а не инновационный проект, ограниченный внедрением инновации в производство).
- При моделировании системы используется принцип имитационного моделирования, обеспечивающий максимальный учет реальных характеристик системы и возможность принятия решений в условиях неопределенности и рисков.
- Используется модульный принцип построения иерархической системы управления, обеспечивающий возможность автономной разработки и использования моделей решения локальных задач, не дожидаясь создания всей модели иерархической системы управления в целом.
Данная работа является развитием методических и практических разработок автора в областях:
— Внешнего проектировании летательных аппаратов и воздушных судов (ЛА и ВС), обоснования основных летно-технических характеристик парка магистральных самолетов Гражданской авиации (ГА), долгосрочных прогнозов и программ развития ГА и (см., например, публикации /6/ – /8/).
— Разработки методики, стандартов и практической оценки рыночной стоимости ЛА и ВС (см. /5/, /10/, /11/).
— Разработки методик и практической оценки рыночной стоимости научно-технической продукции, проектов и программ с использованием имитационного моделирования инновационного бизнес–процесса и интегральных критериев – рыночной стоимости инновационного бизнес-процесса и конкурентоспособной рыночной стоимости ВС (см. /1/ – /5/, /10/, /11/).
Результаты работы использовались в практической работе по оценке конкурентоспособности и рыночной стоимости ЛА, Научно-технической продукции и Интеллектуальной собственности, при проведении НИР, подготовке научно-педагогических кадров, в курсах лекций и дипломных проектах на кафедре 505 «Экономика инноваций и управление проектами» МАИ, в Международной Академии оценки и консалтинга, МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова, в учебниках и ученых пособиях по оценке рыночной стоимости машин и оборудования и принятию управленческих решений.
В качестве главного глобального критерия эффективности системы используется рыночная стоимость инновационного бизнес-процесса, учитывающего все этапы жизненного цикла рассматриваемой инновационной системы магистральных авиалиний.
Для обеспечения согласования принимаемых локальных проектных решений с глобальным критерием – рыночной стоимостью инновационного бизнес-процесса предлагается в качестве главных локальных критериев эффективности использовать прямые модификации глобального критерия — конкурентоспособные рыночные стоимости инновационных результатов проекта (например, самолетов).
Конкурентоспособная рыночная стоимость результата проекта определяется как расчетная величина рыночной стоимости объекта (результата реализации инновационного проекта или бизнес-процесса), при которой реализуется равенство чистой приведенной стоимости рассматриваемого инновационного бизнес–процесса и чистой приведенной стоимости альтернативного инвестиционного проекта по использованию вместо результата проекта объекта-аналога, имеющего наивысший среди аналогов (достигнутый или прогнозируемый) уровень конкурентоспособности на рассматриваемом сегменте рынка.
Краткое описание разработанных:
структурных моделей общей иерархической системы управления бизнес-процессом,
имитационной модели функционирования системы (на примере магистральных авиалиний),
аналитических зависимостей для оценки обобщенных глобального критерия (рыночной стоимости бизнес-процесс) локальных критериев (конкурентоспособной рыночной стоимости результата реализации бизнес-процесса) на примере оценки конкурентоспособной рыночной стоимости самолета
можно Просмотреть и/или Загрузить, нажав на следующие кнопки
Заключение
Основными преимуществами разработанного общего подхода к созданию иерархической системы принятия решений по управлению инновационными, научно-техническими (технико-экономическими) проектами и программами, являются:
- Обеспечение возможности повышения эффективности управления инновационным проектом (улучшения глобального критерия эффективности проекта – чистой настоящей рыночной стоимости инновационного бизнес-процесса) за счет разработки и применения на уровнях подсистем локальных детерминированных математических моделей, позволяющих использовать методы однокритериальной оптимизации (вместо имитационного моделирования влияния параметров локальных подсистем на глобальный критерий эффективности).
- Возможность разработки для большинства конкретных задач оценки аналитических зависимостей (математических моделей) для корректировок рыночных (инвестиционных) стоимостей аналогов в зависимости от основных технико-экономических параметров объектов, их агрегатов и узлов без использования многофакторных корреляционно-регрессионных моделей (и основанного на статистике функционально-стоимостного анализа), а также при отсутствии какой-либо статистической информации или статистически незначимыми влияния технико-экономических параметров объектов, их агрегатов и узлов из-за более сильного влияния неопределенных и случайных факторов).
Литература
- Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции. Имитационное моделирование инновационного бизнес-процесса (бизнеса). — Вопросы оценки, №2, 2002.
- Лужанский Б.Е. Оценка стоимости с учетом погрешности и неопределенности исходной информации. – Московский оценщик, №1 (32), февраль 2005.
- Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями.- Имущественные отношения в Российской Федерации, № 6 (93), 2009, с. 45-56.
- Лужанский Б.Е. Методика оценки стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса. В сб. Современный Инновационный менеджмент. Концепции, модели, оценки. Выпуск 4/ Под ред. Л.Н. Сухановой.-М. Доброе слово, 2009. с. 298-312.
- Лужанский Б.Е. Методика оценки стоимости объектов лизинговых отношений. Применение элементов системного анализа, теории принятия решения и моделирования. – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006.- 120 с.
- Лужанский Б.Е. Методические основы оценочной деятельности. Полуэмпирические методы оценки и управления стоимостью на основе моделирования процессов функционирования объектов оценки. Материалы III Поволжской конференции «Статистические методы массовой и индивидуальной оценки недвижимости и земельных участков»,г. Нижний Новгород, 10-11 марта 2010 г.
- Лужанский Б.Е. и др. Результаты исследований по выбору основных летно-технических характеристик парка магистральных самолетов ГА. Труды ГосНИИ ГА, вып. 140, М., 1976.
- Лужанский Б.Е. Имитационная система для исследований по обоснованию основных летно-технических характеристик парка магистральных пассажирских самолетов.: Методы исследований и разработок схем и конструкций транспортных самолетов. Сб. научных трудов МАИ, М.,1982.
- Лужанский Б.Е. и др. Влияние критериев эффективности и неопределенных факторов на оптимальные сроки службы и внедрение перспективных самолетов гражданской авиации. Труды ГосНИИ ГА, вып. 224, М., 1983.
- Лужанский Б.Е., Виноградов В.В. Выбор крейсерской скорости пассажирских самолетов с учетом реальной системы эксплуатации: Межвузовский сборник научных трудов КАИ, Казань, 1987.
- Лужанский Б.Е. и др. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств/ М.:Интерреклама, 2003, 408с.
- Лужанский Б.Е. Оценка стоимости транспортных средств: Учеб.-метод. Пособие/ Под редакцией М.П. Улицкого.-М. Финансы и статистика. 2006.-304 с.
- Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М., «Мир», 1978.
- Месарович М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем. М.,»Мир»,1973.
- Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. пособие. Под ред. С.А. Саркисяна, М.,»Высш.школа»,1977.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука.«Мир»,М.:1978.418 с.
- Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., «Прогресс», 1979г.
- Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М., Мир,1975.