Работа направлена на совершенствование Системы независимой профессиональной оценки за счет развития методического обеспечения решения следующих Задач:
- Защиты публичности власти в процессах функционирования систем Государственных систем контроля.
- Защиты суверенных интересов Государства и каждого из его субъектов от неправомерных требований и произвольных решений, принимаемых в процессах оспаривания оценки стоимости.
- Защиты Оценщиков в процессах оспаривания и экспертизы результатов оценки.
Решение перечисленных выше задач невозможно без решения ключевых проблем по разработке:
- Методов определения количественных критериев качества оценки стоимости,
- Методов определения индивидуальных границ расхождений оценок, допустимых для принятия решений о несущественности различия оценок стоимости, обоснованных действующими законодательно-нормативными актами.
Методологическими основами данной работы являются Теория принятия решений, Системный подход, Теория многоуровневых иерархических систем. Основные понятия и примеры их применяемые при проведении оценки стоимости, кратко изложены в
В данной работе разработана и описана структурная схема системы оценки и оспаривания стоимости. Она предназначена для выявления и описания взаимодействия системы с внешней средой, взаимодействия подсистем между собой, согласования локальных целей принимающих решения подсистем с глобальными целями системы, составлением для каждой принимающей решение перечня подсистемы входов и выходов, которые определяют постановку и решение задачи оценки стоимости Оценщиками и Экспертами, а также ее установления по решению Суда.
Показано, что глобальной целью Системы оценки и оспаривания стоимости является обеспечение Публичного характера Государственной власти в РФ. Система должна обеспечить защиту публичных интересов, а не частных.
В результате анализа использованных в работе законодательно-нормативных можно сделать заключения:
- В качестве количественного критерия сравнения нескольких оценок КС и ВС РФ применяют расхождение результатов оценки — итоговых стоимостей, приведенных в оспариваемом и оспаривающих отчетах (заключениях экспертов) об оценке.
- На законодательно–нормативном уровне отсутствуют какие-либо формально установленные границы допустимых расхождений оценок рыночной стоимости.
- Решение о стоимости и границах расхождений оценок стоимости, допустимых для рассматриваемого Дела, принимается Судом на основании сравнения и учета приобщенных к Делу доказательств, содержащих оценки стоимости, представленные участниками процесса.
- Решение о величине рыночной стоимости в процессе оспаривания итогового значения стоимости могут являться основой для рассмотрения и принятия других судебных решений: о признании рыночной стоимости недостоверной, возмещении ущерба, административного и уголовного преследования Оценщика, Заказчика оценки и т.п.
Анализ практики оспаривания стоимости показал, что судьи, как правило, не обладают специальными познаниями в области оценки стоимости, постановке задач и методов теории принятия решений в условиях неопределенности и т.п. Поэтому в большинстве случаев для обеспечения принятия решения о стоимости судом назначаются судебный эксперт (эксперты), которые формулируют индивидуальную постановку задачи и осуществляют ее решение для ответа на каждый из поставленных судом вопросов.
Поэтому для принятия решения судом с учетом качества всех представленных в деле оценок стоимости, в том числе оценки самого судебного эксперта, в общем случае перед судебным экспертом целесообразно ставить следующие вопросы:
- Соответствуют ли приобщенные к Делу отчеты и заключениях экспертов об оценке действующим на дату оценки законодательно-нормативным актам.
- Какая из оценок стоимости, представленных в приобщенных к Делу отчетах и заключениях экспертов об оценке, превосходит другие по критерию качества результата оценки стоимости.
- Какие результаты оценки стоимости несущественно отличаются от оценки, имеющей максимальное значение критерия качества.
- Какова величина оценки рыночной стоимости, определенная одним числом в интервале несущественно отличающихся оценок.
Если эти вопросы не будут поставлены Судом судебному эксперту, то другие участники процесса могут представить в Суд дополнительные доказательства по Делу в виде Заключений независимых экспертов, содержащих ответы на вопросы 1-3.
Приобщенные к Делу документы, содержащие ответы на вопросы 1-3, предназначены для обеспечения Суду возможности обоснования принятого решения не только руководствуясь субъективным «внутренним убеждением», но и с учетом объективных количественных критериев качества и несущественности расхождения оценок стоимости.
Для ответа на поставленные вопросы необходимо решение следующих Задач:
- Разработка системы и методик расчетов критериев качества оценки стоимости, согласованных с глобальными (Государственными) целями Системы оценки и оспаривания стоимости, а также с целями вышестоящих и нижестоящих иерархических уровней.
- Разработка рекомендаций и методик принятия решения о стоимости Судом, Судебными экспертами, Оценщиками и Экспертами.
При этом одними из основных основным принципиальных требованием к названным выше методикам является:
- Обеспечение понимания и практического применение методики различными по уровню специальных знаний участниками процесса без необходимости изучения дополнительной методической литературы.
- Обеспечение Судье возможности лично убедится в обоснованности Заключения эксперта по критериям качества результатов оценок, принятых Судом в качестве доказательств по Делу, а также в количественной обоснованности принятого судебным экспертом решения о стоимости.
Эти требования могут быть выполнены, если разрабатываемые Методики предоставят судьям, оценщикам, экспертам, заказчикам и вторичным потребителям результатов оценки специализированные кейсы для решения стоящих перед каждым из них практических задач, связанных с оценкой и оспариванием стоимости.
В работе показано, что глобальная цель Системы оценки и оспаривания стоимости — обеспечение Публичного характера Государственной власти в РФ может быть разбита на две глобальные подцели:
- Обеспечение баланса законных интересов Государства и его граждан, любых учреждений и организаций (в т.ч. — государственных), а также – лиц (юридических и физических).
- Обеспечение независимости принимаемых решений от субъективных интересов лиц и организаций, принимающих решение об оценке и оспаривании стоимости.
В соответствии с теорией принятия решений Критерии качества является математическим выражением (а точнее математической моделью) цели операции, позволяющими количественно оценить степень достижения этой цели. Стратегия наилучшая в смысле выбранного критерия оптимальности, т.е. доставляющая ему требуемое экстремальное значение (минимальное или максимальное), называется оптимальной стратегией.
Глобальный критерий качества управления Государством на глобальном уровне в части обеспечения публичного характера Государственной власти Kp = F(Kb,Kn) в данной работе определяется двумя основными критериями качества (целевыми функциями):
- Kb — критерий сбалансированности всех принимаемых на глобальном уровне решений;
- Kn — критерий независимости принимаемых решений от субъективных интересов лиц и организаций, принимающих решение об оценке и оспаривании стоимости.
В данной работе для согласования критериев качества результатов оценки стоимости при решении задач локальных подсистем на всех иерархических уровнях принимается прямое включение критериев Kb и Kn в множество локальных критериев качества. В отличие от глобального уровня эти критерии качества на локальном уровне, определяются строго в рамках конкретной задачи принятия решения в конкретной подсистеме.
Презентацию методического подхода и результатов применения методики в суде можно просмотреть и/или скачать, нажав на ссылку:
https://disk.yandex.ru/i/r5rBbPOzB1QJow
Видеозапись доклада и обсуждения на заседании САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ОЦЕНКЕ 22.02.2022 г. можно просмотреть, нажав на кнопку: