Определение критериев качества и доказательство несущественности расхождения оценок стоимости

от | Фев 23, 2022 | Оценка - ВСЕМ участникам системы | Нет комментариев

4.5
(2)
Предположительное время чтения: 4 минуты
ПРИМЕР ПРИНЯТИ РЕШЕНИЯ О РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА НЕСКОЛЬКИХ ОЦЕНОК

Работа направлена  на совершенствование Системы независимой профессиональной оценки за счет развития методического обеспечения решения следующих Задач:

  1. Защиты публичности власти в процессах функционирования систем Государственных систем контроля.
  2. Защиты суверенных интересов Государства и каждого из его субъектов от неправомерных требований и произвольных решений, принимаемых в процессах оспаривания оценки стоимости.
  3. Защиты Оценщиков в процессах оспаривания и экспертизы результатов оценки.

Решение перечисленных выше задач невозможно без решения ключевых проблем по разработке:

  • Методов определения количественных критериев качества оценки стоимости,
  • Методов определения индивидуальных границ расхождений оценок, допустимых для принятия решений о несущественности различия оценок стоимости, обоснованных действующими законодательно-нормативными актами.

Методологическими основами данной работы являются Теория принятия решений, Системный подход, Теория многоуровневых иерархических систем. Основные понятия и примеры их применяемые при проведении оценки стоимости, кратко изложены в

Статье.

В данной работе разработана и описана структурная схема системы оценки и оспаривания стоимости. Она предназначена для выявления и описания взаимодействия системы с внешней средой, взаимодействия подсистем между собой, согласования локальных целей принимающих решения подсистем с глобальными целями системы, составлением для каждой принимающей решение перечня подсистемы входов и выходов, которые определяют постановку и решение задачи оценки стоимости Оценщиками и Экспертами, а также ее установления по решению Суда.

Показано, что глобальной целью Системы оценки и оспаривания стоимости является обеспечение Публичного характера Государственной власти в РФ. Система должна обеспечить защиту публичных интересов, а не частных.

В результате анализа использованных в работе законодательно-нормативных можно сделать заключения:

  1. В качестве количественного критерия сравнения нескольких оценок КС и ВС РФ применяют расхождение результатов оценки — итоговых стоимостей, приведенных в оспариваемом и оспаривающих отчетах (заключениях экспертов) об оценке.
  2. На законодательно–нормативном уровне отсутствуют какие-либо формально установленные границы допустимых расхождений оценок рыночной стоимости.
  3. Решение о стоимости и границах расхождений оценок стоимости, допустимых для рассматриваемого Дела, принимается Судом на основании сравнения и учета приобщенных к Делу доказательств, содержащих оценки стоимости, представленные участниками процесса.
  4. Решение о величине рыночной стоимости в процессе оспаривания итогового значения стоимости могут являться основой для рассмотрения и принятия других судебных решений: о признании рыночной стоимости недостоверной, возмещении ущерба, административного и уголовного преследования Оценщика, Заказчика оценки и т.п.  

Анализ практики оспаривания стоимости показал, что судьи, как правило, не обладают специальными познаниями в области оценки стоимости, постановке задач и методов теории принятия решений в условиях неопределенности и т.п. Поэтому в большинстве случаев для обеспечения принятия решения о стоимости судом назначаются судебный эксперт (эксперты), которые формулируют индивидуальную постановку задачи и осуществляют ее решение для ответа на каждый из поставленных судом вопросов.

Поэтому для принятия решения судом с учетом качества всех представленных в деле оценок стоимости, в том числе оценки самого судебного эксперта, в общем случае перед судебным экспертом целесообразно ставить следующие вопросы:

  1. Соответствуют ли приобщенные к Делу отчеты и заключениях экспертов об оценке действующим на дату оценки законодательно-нормативным актам.
  2. Какая из оценок стоимости, представленных в приобщенных к Делу отчетах и заключениях экспертов об оценке, превосходит другие по критерию качества результата оценки стоимости.
  3. Какие результаты оценки стоимости несущественно отличаются от оценки, имеющей максимальное значение критерия качества.
  4. Какова величина оценки рыночной стоимости, определенная одним числом в интервале несущественно отличающихся оценок.

Если эти вопросы не будут поставлены Судом судебному эксперту, то другие участники процесса могут представить в Суд дополнительные доказательства по Делу в виде Заключений независимых экспертов, содержащих ответы на вопросы 1-3.

Приобщенные к Делу документы, содержащие ответы на вопросы 1-3, предназначены для обеспечения Суду возможности обоснования принятого решения не только руководствуясь субъективным «внутренним убеждением», но и с учетом объективных количественных критериев качества и несущественности расхождения оценок стоимости.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо решение следующих Задач:

  1. Разработка системы и методик расчетов критериев качества оценки стоимости, согласованных с глобальными (Государственными) целями Системы оценки и оспаривания стоимости, а также с целями вышестоящих и нижестоящих иерархических уровней.
  2. Разработка рекомендаций и методик принятия решения о стоимости Судом, Судебными экспертами, Оценщиками и Экспертами.

При этом одними из основных основным принципиальных требованием к названным выше методикам является:

  • Обеспечение понимания и практического применение методики различными по уровню специальных знаний участниками процесса без необходимости изучения дополнительной методической литературы.
  • Обеспечение Судье возможности лично убедится в обоснованности Заключения эксперта по критериям качества результатов оценок, принятых Судом в качестве доказательств по Делу, а также в количественной обоснованности принятого судебным экспертом решения о стоимости.

Эти требования могут быть выполнены, если разрабатываемые Методики предоставят судьям, оценщикам, экспертам, заказчикам и вторичным потребителям результатов оценки специализированные кейсы для решения стоящих перед каждым из них практических задач, связанных с оценкой и оспариванием стоимости.

В работе показано, что глобальная цель Системы оценки и оспаривания стоимости — обеспечение Публичного характера Государственной власти в РФ может быть разбита на две глобальные подцели:

  1. Обеспечение баланса законных интересов Государства и его граждан, любых учреждений и организаций (в т.ч. — государственных), а также – лиц (юридических и физических).
  2. Обеспечение независимости принимаемых решений от субъективных интересов лиц и организаций, принимающих решение об оценке и оспаривании стоимости.

В соответствии с теорией принятия решений Критерии качества является математическим выражением (а точнее математической моделью) цели операции, позволяющими количественно оценить степень достижения этой цели. Стратегия наилучшая в смысле выбранного критерия оптимальности, т.е. доставляющая ему требуемое экстремальное значение (минимальное или максимальное), называется оптимальной стратегией.

Глобальный критерий качества управления Государством на глобальном уровне в части обеспечения публичного характера Государственной власти Kp = F(Kb,Kn) в данной работе определяется двумя основными критериями качества (целевыми функциями):

  • Kb — критерий сбалансированности всех принимаемых на глобальном уровне решений;
  • Kn — критерий независимости принимаемых решений от субъективных интересов лиц и организаций, принимающих решение об оценке и оспаривании стоимости.

В данной работе для согласования критериев качества результатов оценки стоимости при решении задач локальных подсистем на всех иерархических уровнях принимается прямое включение критериев Kb и Kn в множество локальных критериев качества. В отличие от глобального уровня эти критерии качества на локальном уровне, определяются строго в рамках конкретной задачи принятия решения в конкретной подсистеме.

Презентацию методического подхода и результатов применения методики в суде можно просмотреть и/или скачать, нажав на ссылку:

https://disk.yandex.ru/i/r5rBbPOzB1QJow

Видеозапись доклада и обсуждения на заседании САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ОЦЕНКЕ 22.02.2022 г. можно просмотреть, нажав на кнопку:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ваш статус

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *